И вновь продолжается бой… В последние выходные сентября мы наконец реализовали давно задуманную фантазию о покатушках по горам. В качестве полигона была выбрана местность в районе высокогорного плато Ассы. Маршрут сложился следующий: Тургень — Дон-Джайляу — Бартагуль — Ой-Карагай — Ассы — Тургень. Заранее могу отметить, что если бы знал, какой авантюрой все это окажется, то вряд ли бы подписался на такое кэмел трофи с участием единственной (моей) машины. Ибо, как выяснилось в процессе езды, мест, где можно оставить машину всерьез и надолго, на протяжении данного маршрута хватает с избытком. Целиком или по запчастям, это как повезет. Но уж если поехали, то поехали. Адреналин можно было черпать поварешкой…
Однако, начну сначала. В субботу в районе обеда я забрал главных идейных вдохновителей этого приключения со скалодрома на алматинском лесничестве, где они участвовали в занятиях и мы двинулись в Тургень. Долго пихались на забитой кульджинке, потом по узким и тоже забитым улицам Иссыка, и в конце концов въехали в тургеньское ущелье. Там уже стало свободно и езда начала приносить удовольствие. Мы ехали, наслаждались красками осени, а потом, съехав с асфальта, начали трястись по ухабам ущелья. Часа в четыре мы доехали до широченного пятака, с которого открывается симпатичный вид на Ассы, увенчанный обсерваторией и где находится развилка: одна вполне себе приличная грунтовка уходит на обсерваторию, а вторая, гм… с позволения сказать, дорога, начинает подниматься на Дон-Джайляу.
Поднявшись по последней метров на двести в вертикальном измерении обратили свои взоры на последние признаки цивилизованной дороги напротив.
Вот как раз наша компашка, пребывающая в тот момент в счастливом пока неведении о том, что нас ждет дальше.
Первый экстрим случился, если мне память не изменяет, уже на втором повороте дороги после того места, на котором был сделан снимок выше. Суть в том, что эта дорога смыкалась с другой и напоминало это крутой и косой бугор, ныряющий в канаву. Все бы ничего, если бы не упомянутый перекос. Крен машины, который образовался при преодолении этого препятствия был таков, что впору было, пардон, начинать мелко и обильно гадить под впечатлением от нахлынувших эмоций. Не знаю уж к счастью или нет, но здесь и далее фото таких мест никто не делал: было, мягко говоря, не до того.
Дальше оффроуд принял более сносный характер. Дальнейшая езда пусть и стала очень медленной и требующей аккуратности, но все же без крайних проявлений. Вот еще один вид, открывшийся повыше.
Счастье было недолгим. Дорога начала прорезать лесистые склоны, многочисленные ямы с грязью и крупными булыжниками потребовали крайнего сосредоточения на вождении, скорость перемещения упала до минимума. В одном из мест, которое пришлось проезжать с нескольких попыток, чтобы не напороться на камни, я таки вышел из машины с камерой, чтобы запечатлеть этот только что преодоленный участок. Напоминал он более всего нечто вроде танкодрома. Впоследствии я сообразил, что лучше было бы спуститься пешком пониже и сделать более эффектное фото в ракурсе снизу вверх, но что уж теперь…
Одно меня порадовало — после всего этого приключения, жена по новому взглянула на машину, которую до этого считала мало на что пригодным старьем, лишенным лоска, присущего современным тачкам.
Дальше было много чего. Вплоть до выезда на Дон-Джайляу дорога была плотно усеяна булыжниками всех калибров, грязью и переправами через саи. Парочка из них тоже доставила от всей души. В конце концов, переправившись через горное болото Бартагуля, в которое мы спустились с высокогорного джайляу, простирающегося на высоте около 2800 м. над уровнем моря, мы выехали на финальный участок, ведущий к Ой-Карагаю. Впоследствии я предлагал несколько вариантов переименований для этого местечка. В частности, прозвучали такие, как «Ой-бой-Карагай», «Ай-баяй-Карагай» и «Айпырмай-Карагай». Боюсь, что все они таки не в состоянии передать истинную сущность местности, по которой нормальные люди ходят в треки, а не ездят на машинах.
В сумерках и при взошедшей Луне разбили лагерь. А я дорвался до своего пива.
Уже с самого начала вечера нас посетил местный Колотун-ага и ему так понравилось, что он решил задержаться до утра. В смысле — зусмар стоял зачетный, ночью ударил вполне себе приличный морозец, так что на следующий день я не сразу смог завести подмерзший дизель.
С утра устроили легкий завтрак и отправились гулять.
Для начала, я сделал несколько фото ближайших окрестностей. Вот, например, озерцо, рядом с которым мы остановились накануне.
Вид в ту сторону, откуда мы приехали.
Один вид на наш лагерь…
Потом, взобравшись повыше, попробовали покопаться на местности, поскольку имелась некоторая надежда найти что-нибудь интересное, оставшееся лежать в земле со старинных времен.
Я бродил с металлодетектором…
Вик был рядом, с лопатой.
Увы, кроме эстетического удовольствия от лицезрения окрестностей, иной добычи нам не перепало.
Погода начинала портиться, солнце хоть и пригрело немного, но ветерок задувал ледяной. Держа в уме, что нам предстоит еще долго и печально возвращаться, начали собираться в обратный путь. Время было как раз обеденное, но мы решили устроить перерыв на поесть где-нибудь подальше и пониже, ибо погодка шептала…
Сказано — сделано, мы двинулись. Где-то по пути, на очередной остановке, Дэн сделал фото меня с Галей нам на память.
С того же места я сделал еще одно фото в сторону Ой-Карагая.
В этот раз, на высокогорном джайляу мы сделали остановку, чтобы сделать пару фото. Благо, день был в разгаре.
Ребятки были увлечены своей техникой.
Отсюда маршрут изменился, мы свернули в другом направлении, чтобы напрямую попасть на плато Ассы. Для начала, спустились в речную долину, в которой устроили долгожданный обед. Хорошо был виден гребень, за которым нас ждала обсерватория.
С этой же точки я сделал фото и в обратную сторону.
Как можно видеть, неподалеку находится чабанское стойбище, которое мы миновали. Сейчас оно уже покинуто на зиму. Что интересно, мы обнаружили даже указатель с названием местности, который виден на фото выше. Вот он же, крупным планом.
Порядок. Теперь мы знали название очередного местечка, в котором побывали. Уш-Булак. Так-то вот.
Покончив с едой, продолжили наш драйв. Подъем на гребень оказался очень прост — в сравнении с другими участками маршрута. И вот — мы уже видим Ассы.
Вдали видна обсерватория. Чуть погодя, я снял ее с более сильным приближением.
Прошло еще минут двадцать и мы совсем рядом с ней. На снимке ниже этакое переплетение индустриального и естественного пейзажей.
Еще немного и вот она — нормальная грунтовка и обсерватория!
На этом, по сути, наше приключение закончилось. Нам оставалось лишь спуститься по грунтовке в ущелье и двинуться вниз по нему…
Мы провели в дороге с остановками что-то около семи часов. Следя за цифрами на одометре по пути назад, я сделал следующие выводы: мы проделали 23 км по жестокому бездорожью, а если считать путь от Ой-Карагая до первого асфальта, то цифра эта составит уже 37 км. Из всего пути назад, единственное, что оставило порядком унылое впечатление, так это вторая половина талгарской трассы — там пробки даже в воскресенье, это ныне норма. Впрочем, не буду о грустном. Приключения продолжаются и я надеюсь, в этом году это еще не конец.